В поисках работы? Обучение на дому, свободный график. Хватит работать на дядю, РАБОТАЙТЕ НА СЕБЯ!      Узнать подробности
Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт





Home » Способы заработка для новичков » Что такое познавательные процессы?

Что такое познавательные процессы?


News image


Здрасти!

Все наши успехи и заслуги впрямую зависят от возможности принимать, запоминать и использовать познания, приобретенные в течение жизни. В психологии процессы, обеспечивающие всё это, именуются познавательными либо когнитивными.

Сейчас мы тщательно побеседуем о том, что же это все-таки за процессы, детально разглядим любой из их, также выясним, какие функции они делают и какое значение имеют для нашей жизни.

Что такое познавательные процессы?

Когнитивные либо познавательные процессы – это психологические процессы, благодаря которым человек может принимать, обрабатывать, запоминать, воспроизводить и использовать информацию.

Если гласить ординарными словами, это все процессы, так либо по другому помогающие нам получать познания и осознавать мир вокруг нас. Их основная функция состоит в том, чтоб обеспечить человеку наилучшее взаимодействие с наружной средой.

В психологии есть отдельный раздел, вполне посвящённый исследованию познавательных действий – когнитивная психология (наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека).

Возможности, способности и умения человека могут основываться на природных талантах. И всё же в своём окончательном виде они формируются благодаря познавательным действиям.

Даже если у индивидума вначале есть ярко выраженный талант, его необходимо развить и научиться верно употреблять. Потому можно уверенно сказать, что актуальные успехи вполне зависят от того, как отлично человек умеет употреблять когнитивные процессы для заслуги поставленных целей.

Систематизация познавательных действий

Предлагаемые различными создателями систематизации могут несколько различаться как по количеству пт, так и по содержанию. Более принятая систематизация включает такие когнитивные процессы как:

  • чувство;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление;
  • воображение;
  • речь.

Также к этому списку время от времени добавляют память, внимание и рефлексию, но не все создатели согласны с таковым подходом. Память – это совокупа высших психологических функций, связанных с скоплением, хранением и проигрыванием познаний, умений и способностей.

Некие создатели считают память одним из четырёх главных познавательных действий (предлагаемый ими перечень включает чувства, восприятие, мышление и память).

Что такое познавательные процессы?Но принятым является подход, согласно которому, память рассматривается как когнитивная способность, а не процесс.

Внимание обычно разглядывают как свойство остальных психологических действий, так как оно не может существовать независимо от их. Оно дозволяет сосредоточиться на определенном чувстве либо виде, чтоб наиболее буквально выделить нужную информацию, игнорируя раздражители и помехи.

Разглядим подробнее любой процесс из приведённого выше перечня.

1. Чувство

Данный когнитивный процесс представляет собой совокупа сигналов, создаваемых органами эмоций под воздействием разных наружных действий.

Сами по для себя чувства не сформировывают познаний и не дают полной картины мира. Они должны быть восприняты и обработаны в рамках остальных психологических действий.

Существует 5 главных видов чувств: слух, зрение, осязание, чутье и вкус. В истинное время в этот перечень нередко включают также чувство положения и движения в пространстве, которое обеспечивает вестибулярный аппарат.

Время от времени употребляется разделение всех доступных человеку чувств на три группы:Что такое познавательные процессы?

  • 5 главных эмоций, вышеперечисленных.
  • Чувства от внутренних органов и систем, связанные с общим состоянием организма (голод, жажда, нехватка воздуха).
  • Чувства, связанные с движением и положением в пространстве (сигналы от вестибулярного аппарата, напряжение мускул и прочее).

Все эти чувства могут участвовать в чувственном зании. Например, спортсмен во время занятий обучается созодать наиболее четкие движения, делая упор на данные от вестибулярного аппарата и мускул.

2. Восприятие (перцепция)

Восприятие лежит в базе чувственного зания. Так можно было бы сказать и про чувства, но фактически вся информация, получаемая органами эмоций, отбрасывается.

Что такое познавательные процессы?И только незначимая её часть благодаря восприятию попадает в сознание и сформировывает некоторые целостные образы, которые могут участвовать в последующих когнитивных действиях.

Восприятие впрямую соединено с чувствами, потому дозволяет создавать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и остальные образы.

При всем этом важными в рамках чувственного зания являются 1-ые два вида. Благодаря зрению и слуху мы получаем фактически всю доступную нам информацию о наружном мире.

Есть и остальные виды восприятия, не связанные впрямую с чувствами, к примеру, восприятие времени либо места (2-ое помогает водителю «ощущать» габариты кара, въезжая в гараж).

Существенное отличие восприятия от чувств состоит в том, что оно проводит первичный анализ поступающих сигналов, сравнивая их с уже знакомыми видами.

Это дозволяет сходу выделять принципиальные данные и отбрасывать несущественные. Восприятие зависит от текущей деятельности индивидума и его психоэмоционального состояния.

Потому одни и те же объекты и действия могут быть восприняты по-разному. Точность и чувствительность восприятия зависит от количества сенсорного опыта, связанного с определённым видом сигналов.


Например, речь на родном языке можно разобрать даже в гулком помещении, а вот с зарубежным языком так не получится, даже если уровень осознания довольно высок.

3. Представление

Что такое познавательные процессы?Данный процесс заключается в извлечении из памяти образов, связанных с разными чувствами. Это необходимо, к примеру, для того, чтоб сопоставить либо сравнить лишь что воспринятый образ с уже имеющимся сенсорным опытом.

Представления могут быть соединены с хоть каким видом чувств. Не считая того, даже представления, связанные с определенным органом эмоций, могут иметь различные типы (к примеру, речевые и музыкальные).

4. Мышление

Мышление – это непростой познавательный процесс, для которого в психологии есть много определений. А именно, можно сказать, что это процесс, включающий в себя анализ и моделирование закономерностей мира вокруг нас, установление взаимосвязей меж объектами, вывод новейших суждений, основанных на имеющихся познаниях и логике.

Оперируя обобщёнными видами, мышление дозволяет получать новейшие познания, которые не постоянно может быть получить средством чувственного опыта. Потому его нередко именуют высшей ступенью зания.

В базе мышления лежат такие операции как анализ, сопоставление, обобщение и синтез. Анализируя, сравнивая и обобщая имеющиеся в памяти образы, человек может синтезировать новейшие конструкции (другими словами, получать новейшие познания без поступления инфы снаружи).

Что такое познавательные процессы?Исходя из убеждений психологии, существует три уровня мышления:

  • наглядно-действенное (мыслительные операции соединены с объектами, с которыми индивидум ведет взаимодействие на этот момент);
  • наглядно-образное (мышление оперирует с видами, которые могут быть определенными либо абстрактными);
  • абстрактно-логическое (это мыслительные операции, использующие доп инструменты, такие как знаки, знаки и понятия).

У малеханького ребёнка вначале есть лишь наглядно-действенное мышление. С течением времени возникает также наглядно-образное, а абстрактно-логическое формируется приблизительно к 5 годам.

Высшим считается абстрактно-логический уровень, позволяющий человеку размышлять, оперируя не видами, а знаками, знаками и понятиями. Но наглядно-образное мышление не наименее принципиально. А именно, конкретно оно отвечает за креативность, потому в ряде профессий оно является главным.

5. Воображение

Данный психологический процесс заключается в разработке новейших образов, потому работает вместе с наглядно-образным мышлением, позволяя человеку реализовывать свои творческие возможности.

Психологи считают, что воображение характерно лишь человеку и отсутствует даже у высших приматов, которые владеют выдающимся для звериных уровнем ума.

Создаваемые воображением образы обычно основываются на настоящих макетах и могутЧто такое познавательные процессы? различаться по уровню оригинальности. В связи с сиим психологи разглядывают два типа воображения:

  • Репродуктивное. Это воссоздание настоящих объектов на базе полного либо частичного представления о их свойствах. Например, оно дозволяет представить звериное, прочитав его описание. Чем подробнее описание и чем лучше воображение, тем наиболее четким будет представленный образ.
  • Творческое. Это создание вполне уникальных образов, не имеющих макета в настоящей жизни. Разумеется, что не существует чёткой грани, позволяющей совершенно точно отделить творческое воображение от репродуктивного.

6. Речь

Что такое познавательные процессы?Речь – это передача инфы с помощью символов, почаще всего устных либо письменных. Познавательным действием она считается, так как абстрактное мышление основывается конкретно на ней (для решения сложных заморочек мы используем формулировки, состоящие из огромного количества слов-знаков).

При всем этом речь обеспечивает не только лишь работу, да и развитие мышления. Понятно, что глухонемые люди могут оставаться на уровне развития трёхлетнего ребёнка, если их впору не научить специальному языку, при помощи которого они сумеют мыслить.

Ранее числилось, что речь – это высший познавательный процесс, доступный лишь человеку. Но современные исследования демонстрируют, что некие приматы тоже могут употреблять для общения символьные и жестовые языки.

А означает, они могли бы завладеть и людской речью, если б им дозволяло устройство голосового аппарата. Любопытно, что шимпанзе могут не только лишь учить знаки и жесты, да и учить им в предстоящем собственных сородичей.

Примеры реализации познавательных действий

Что такое познавательные процессы?Когнитивные процессы работают в комплексе, при всем этом могут быть задействованы различные органы эмоций и различные виды образов. Разглядим пару примеров того, как быть может организована их работа:

  • Обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками). Всеохватывающее обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) обычно использует все когнитивные процессы. Мы получаем информацию через определённый орган эмоций либо сходу через несколько. Чтоб усвоить её, мы сосредотачиваем на ней внимание, по этому воспринимаем самое принципиальное, игнорируя «информационный шум». Полученную информацию мы обрабатываем при помощи мышления, время от времени дополняем при помощи воображения (к примеру, проводя мысленные опыты). Речь помогает нам и получать информацию (при чтении либо прослушивании), и обрабатывать её.
  • Чтение. Смотря на печатный текст, мы не распознаём отдельные буковкы, а лицезреем слова полностью. При всем этом они сходу трансформируются в знаки, которыми мы можем оперировать в абстрактном мышлении. Мы не лицезреем зрительных образов, но при желании можем представить их, воспользовавшись воображением. Любопытно, что мы можем по-разному работать с печатными текстами: читать попорядку, чтоб выучить материал, находить интересующие нас тезисы либо просто услаждаться литературным произведением.
  • Письмо. Этот процесс весьма похож на чтение. Мы преобразовываем абстрактные понятия и соотношения меж ними в знаки, которые сходу же записываем на бумаге. При всем этом принципиально сосредоточить внимание на том, что мы пишем, и держать в уме то, что уже написано и что ещё необходимо написать. Не считая того, приходится смотреть за грамотностью речи и соблюдением правил, точностью и однозначностью избранных формулировок, разборчивостью букв и иными факторами.

Функции познавательных действий

Жизнь современного человека вполне зависит от когнитивных действий.

Что такое познавательные процессы?Конкретно они определяют то, как он обучается и набирает опыт, как формируется его личность и как проходит социализация, как он работает и как складывается его личная жизнь. При всем этом на базисном уровне всё это реализуется благодаря таковым функциям как:

  • получение инфы и её дифференциация;
  • первичный анализ и выделение образов;
  • создание абстрактных понятий на базе воспринятых образов;
  • упорядочивание, хранение и извлечение инфы из памяти;
  • формирование связей меж различными видами в памяти;
  • целеполагание;
  • поиск закономерностей;
  • выбор стратегии и стратегии поведения;
  • поиск и внедрение мотивов для деятельности;
  • планирование и прогнозирование.

Структура познавательных действий

Что такое познавательные процессы?Если структурировать познавательные процессы по такому аспекту как последовательность их вовлечения, можно выделить 5 шагов:

  • Сбор данных и выделение более принципиальных (чувство, восприятие).
  • Анализ, обобщение и структурирование инфы (представление, мышление).
  • Запоминание, хранение и извлечение (память).
  • Непростая обработка инфы (мышление).
  • Синтез новейших познаний (мышление, воображение).

Нередко употребляется также таковой аспект как уровень когнитивных действий. Существует два уровня:

  • Высший (мышление, воображение, речь).
  • Низший (чувство, восприятие, представление).

Если память и внимание считать когнитивными действиями, то память также следует относить к высшим, а внимание – к низшим.

Значение познавательных действий

Что такое познавательные процессы?Исследования людского мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) демонстрируют, что за познавательные процессы отвечают самые юные (исходя из убеждений эволюции) структуры мозга, сосредоточенные в неокортексе.

Уже это подчёркивает их значимость и указывает, что конкретно они делают нас людьми. Неокортекс фактически отсутствует у низших позвоночных, но по мере подъёма по эволюционной лестнице его толика в мозге возрастает.

Соответственно, и способность к обучению у наиболее высокоразвитых звериных проявляется еще заметнее.

У человека неокортекс занимает основную часть коры мозга. И это значит, что когнитивные процессы для нас являются не попросту одной из нужных функций, а главным видом деятельности центральной нервной системы.

Практика указывает, что даже незначимые нарушения в их работе, в особенности в ранешном возрасте, очень ограничивают способности человека и мешают ему занять достойное пространство в социуме.

А это означает, что любой из познавательных действий нужен нам для настоящей жизни.



Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт


Top