В поисках работы? Обучение на дому, свободный график. Хватит работать на дядю, РАБОТАЙТЕ НА СЕБЯ!      Узнать подробности
Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт





Home » Деньги в интернете » Олигополия – что это?

Олигополия – что это?


Logo


Здрасти!

Олигополия – это разновидность рыночной структуры, при которой определённый сектор рынка занимает ограниченное количество компаний, а возникновение новейших соперников фактически нереально. Узнаваемый пример олигополии – рынок микропроцессоров для настольных компов, на котором уже много лет существует только два игрока: Intel и AMD. Также термином «олигополия» можно именовать отдельное предприятие, которое разделяет рынок с ограниченным количеством соперников.

Малое количество участников на олигополистическом рынке – 2, верхняя же граница не определена. В неких секторах их количество может доходить до нескольких 10-ов.

Обычно олигополии появляются при наличии 1-го из 2-ух критерий:

  • для начала выпуска продукции требуются большие денежные вложения в технологии и производственные мощности (разработка микропроцессора, стройку фабрик, проектирование самолёта, лицензирование патентованных технологий);
  • нужны географические либо политические ресурсы (наличие на местности страны нужных ископаемых, лицензия на добычу).

Появление конкуренции на олигополистическом рынке фактически нереально, так как потенциальные соперники не могут преодолеть барьеры в виде законодательных ограничений либо необходимости значимых инвестиций в создание. Как следствие, олигополии вероятны только на уровне больших компаний муниципального либо интернационального масштаба.

Олигополия владеет чертами монополии, и всё же в ней находится конкурентность и конфликты интересов. Но так как компании боятся антимонопольных санкций, они обычно заинтересованы в сохранении таковой ситуации и даже помогают соперникам, когда у тех появляются препядствия.

Компании, работающие на олигополистическом рынке, очень зависят друг от друга. Если одной из их удаётся получить серьёзное конкурентноспособное преимущество (к примеру, выпустить прорывной продукт), рыночные толики остальных компаний могут резко свалиться. Такие ситуации расшатывают рынок и, обычно, нерентабельны всем участникам.

Потому для олигополий свойственны сговоры и соглашения, направленные на стабилизацию рынка и повышение прибыли всех участников. Эти соглашения могут иметь в виду согласование цен, разделение зон воздействия, географическое распределение продукции и остальные методы извлечь выгоду из олигопольного положения, ограничив при всем этом негативное воздействие конкуренции.

Признаки олигополии

Олигополия – что это?В качестве главных можно именовать последующие признаки олигополистического рынка:

  • в отрасли работает только несколько компаний (минимум – 2, максимум не определён, но обычно наименее 10);
  • административные, имущественные и другие барьеры делают фактически неосуществимым вход на рынок для новейших компаний;
  • любой олигополист владеет серьёзным воздействием на рынок и может «расшатать» ситуацию плохим решением (потому такие компании нередко ассоциируют с несколькими слонами в одной лодке);
  • невзирая на соперничество меж участниками рынка, здоровая конкурентность отсутствует;
  • когда компании-олигополисты действуют сообща, их альянс можно сопоставить с монополией, хоть формально он таковым и не является;
  • обычно, одна из компаний занимает доминирующее положение, и другие участники должны на неё ориентироваться.

Примеры олигополий

Олигополия – что это?Олигополии мирового уровня находятся в производстве таковой продукции как:

  • компьютерные микропроцессоры (Intel, AMD);
  • графические чипы для графических адаптеров (Nvidia, AMD, не считая того, на данный момент в этот сектор пробует просочиться Intel);
  • штатские самолеты (Boeing, Airbus SE);
  • операционные системы для компов и телефонов (Windows, iOS, Android).

Если разглядывать лишь российскую экономику, то тут чертами олигополии владеют такие отрасли как:


  • сотовая связь (МТС, Мегафон, Теле2, Вымпелком);
  • добыча и переработка топливно-энергетических ресурсов (по систематизации ФАС в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) олигополистическими являются рынки газа и нефти).

Более показательным примером является олигополия на рынке мобильной связи, которая существует в каждой стране. Причина в том, что данная сфера просит значимых финансовложений (стройку базисных станций и иной инфраструктуры) и наличия административного ресурса (лицензии на частоты).

Виды олигополии

Олигополия – что это?Исходя из убеждений современной экономики, существует некоторое количество видов олигополии:

  • Домининирующая. Один из участников повсевременно держит наиболее 50% рынка.
  • Дифференцированная (неоднородная). Компании-олигополисты выпускают различные виды похожей продукции, что понижает уровень конкуренции.
  • Недифференцированная (незапятнанная). Все олигополисты создают схожую продукцию и соперничают меж собой за счёт свойства, цен, репутации и иных причин.

Зависимо от количества участников выделяют три типа олигополий:

  • дуополия (2 участника);
  • уплотненная олигополия (не наиболее 8 участников);
  • разрежённая олигополия (9 и наиболее участников).

Добавочно может употребляться систематизация по таковым признакам как:

  • наличие сговора меж олигополистами;
  • специфичность производимой и реализуемой продукции;
  • воздействие ценового лидерства (ситуация, при которой фаворит рынка диктует политику цен).

Предпосылки формирования олигополий

Обычно, олигополии формируются в итоге саморегуляции рынка. Несколько мощных игроков делят рынок меж собой, тогда как слабенькие участники разоряются. Когда на рынке уже основалось несколько больших участников, вход в нишу для новейших игроков становится фактически неосуществимым.

Олигополия – что это?Главные предпосылки появления олигополий:

  • приклнные пользователи, которые будут брать продукцию бренда, даже если он растеряет часть конкурентных преимуществ;
  • имущественные, административные, юридические и остальные барьеры, не дозволяющие новеньким игрокам приходить на рынок;
  • формирование крепких связей с поставщиками, посредниками и иными участниками рынка;
  • целенаправленная (и нередко согласованная) активность олигополистов по вытеснению слабеньких соперников с рынка.

Модели олигополии

Олигополия – что это?Зависимо от того, как ведут взаимодействие меж собой участники рынка, экономисты выделяют четыре различных модели олигополии:

  • Модель лидерства. Обычно, посреди компаний, поделивших меж собой рынок, выделяется одна, которая занимает и держит доминирующее положение. Обычно фаворит первым производит технологические прорывы, устанавливает цены и диктует иным участникам рынка направления развития. Другие компании обычно следуют за фаворитом, из-за что рынок смотрится достаточно согласованным.
  • Модель картеля. Таковая модель считается наилучшим вариантом для нескольких олигополистов, позволяющим любому из их получить наивысшую прибыль. Картельный сговор дозволяет компаниям работать так, как как будто на рынке находится монополия. Совместными усилиями они могут препятствовать приходу на рынок новейших игроков.
  • Модель Бертрана. Даже если компании приходят к соглашению, у каждой остаются собственные интересы. Стремясь прирастить долю рынка, одна компания может начать снижать цены. На некое время это наращивает её обороты, но скоро соперники тоже начинают понижать цены. Это именуется «ценовой войной». Часть компаний терпит убытки и уходит с рынка, в итоге что с течением времени может остаться единственная компания, занимающая монопольное положение.
  • Модель Курно. Любая компания пробует предсказывать состояние рынка, чтоб выработать лучшую стратегию работы. А именно, ведутся пробы предсказывать деяния соперников и подстраиваться под их. Таковым образом, даже если очевидный сговор меж компаниями отсутствует, они всё равно учитывают интересы друг дружку и действуют довольно слаженно.

Плюсы и минусы олигополии

Олигополия – что это?Как и монополия, олигополия считается ненатуральной ситуацией, плохо сказывающейся на рынке и пользователях. Она приводит к таковым издержкам как:

  • ограничение предложения (на рынке представлены продукты, прибыльные для производителей, а не для покупателей);
  • завышенные цены (если количество участников рынка ограничено и повсевременно, они постоянно могут придти к соглашению);
  • переключение издержек на потребителей (когда у покупателей нет выбора, они обязаны рассчитываться за неверные решения производителей).

При всем этом есть и положительные моменты:

  • если на рынке есть несколько устойчивых компаний, они постоянно ориентируются на длительную работу и выстраивают дела с покупателями;
  • большим игрокам легче реализовывать масштабные, накладные и длительные проекты;
  • большие компании устойчивы к рыночным колебаниям и кризисам.

Отличия от монополии

Основное отличие олигополии от монополии разумеется – это количество участников рынка. Но сиим их отличия не ограничиваются, потому давайте разберёмся с этими понятиями детальнее.

Монополия – это таковая организация рынка, при которой в определённой нише работает лишь одна компания. Занимая монопольное положение, она сама выбирает направление развития и описывает политику цен. Монополия быть может естественной (появившейся в силу исторических обстоятельств) либо искусственной (появившейся из-за покровительства страны и других административных причин).

Олигополия – это организация рынка, при которой нишу занимает несколько компаний, но возникновение новейших участников ограничено. В отличие от монополий, олигополии почаще всего появляются по естественным причинам. Исторически складывается ситуация, при которой рынок делят меж собой несколько игроков, а новейшие компании просто не в состоянии выстроить нужную инфраструктуру либо воссоздать технологии.

Олигополия – что это?Главные отличия меж монополией и олигополией:

  • количество участников рынка (при монополии – один, при олигополии – два и наиболее);
  • уровень конкуренции (при олигополии конкурентность находится, даже если компании действуют согласованно, при монополии конкуренции не существует совершенно);
  • законность (монополия в большинстве стран является нелегальной, олигополия же считается естественным состоянием рынка);
  • возможность входа на рынок новейших компаний (при монополии вход неосуществим, при олигополии – вероятен, хоть и затруднён);
  • ассортимент товаров-заменителей (монополия обычно дает пользователю один продукт без опций, тогда как при олигополии обычно есть широкий ассортимент схожих продуктов).



Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт


Top