Совместимы или нет: как понять, сработаетесь с человеком или нет?

Люди бывают разные, и не все могут сотрудничать друг с другом. Как понять, подходит вам данный человек или нет? Есть простой способ это узнать. Прочитав статью, вы научитесь быстро определять «своих» и «не своих» людей, и значительно сократите число конфликтных ситуаций.
Важно отметить, что несовместимость часто носит субъективный характер. То есть для одного исполнителя заказчик будет конфликтным, а для другого – нет, т.к. у всех есть особенности в плане характера, темперамента, стиля общения и так далее.
Как понять, подходит вам заказчик или нет?
Есть два типа людей:
- Рациональные – у них преобладает логика в принятии решений.
Эмоциональные – следуют интуиции и эмоциям.
Определить тип человека можно следующим образом:
- Рациональные люди говорят четко, структурно, логично. Если такой заказчик пришлет ТЗ, в нем будет все расписано по полочкам. Задача, требования, пожелания. Вы сразу поймете, что от вас хотят. Обычно немногословны. Поставили задачу – ждут результата.
Эмоциональные люди говорят абстрактно. Часто им сложнее сформулировать мысли. Кажется, они не знают, чего хотят. На самом деле у них в голове есть набор образов того, что они хотят получить. Но описать их словами они не могут. Исполнителю нужно «угадать» эти образы, и тогда клиент скажет – это то, что я хотел! Нередко увлекаются эзотерикой, гороскопами.
Матрица совместимости заказчика и исполнителя:
Тип заказчика | Тип исполнителя | Совместимость |
Рациональный | Рациональный | 100% совместимость. |
Рациональный | Эмоциональный | Совместимы при наличии сильных качеств менеджера у заказчика по управлению творческими людьми. На практике совместимость достигает примерно 50% (в половине случаев в работе возникает конфликт). |
Эмоциональный | Рациональный | Не совместимы. Избегайте такой схемы. |
Эмоциональный | Эмоциональный | Совместимы, если исполнитель и заказчик находятся на одной волне. Тогда возникают сильные творческие союзы – первый не успел еще ничего сказать, как второй уже сделал то, что первый подумал. |
Определив свой тип и тип потенциального клиента, смотрите матрицу, и вы получите прогноз совместимости.
В личной жизни матрица тоже работает:
- Рациональному мужчине нужна рациональная женщина. С ней он всегда найдет общий язык.
- Эмоциональному мужчине нужно искать эмоциональную женщину, которая будет с ним на одной волне, или рациональную женщину с навыками управления творческими людьми. Вторая связка позволит за счет грамотного управления полностью раскрыть творческий потенциал мужа (жена-продюсер). Здесь мужу важно не подхватить звездную болезнь, т.к. его успех – это во многом заслуга менеджера-жены.
- Рациональной женщине нужен рациональный мужчина.
Эмоциональной женщине подойдет эмоциональный мужчина, с которым она будет на одной волне (творческий союз). Рациональный мужчина эмоциональную женщину часто подавляет, т.к. находиться в тени успешной творческой личности ему некомфортно. Исключение – муж-продюсер, который в буквальном смысле «женился» на своей работе.
Помимо типа мышления, на исход деловых отношений влияют и другие факторы. О них можно прочитать в следующих статьях:
Что делать, если заказчик оказался для вас несовместимым?
Зависит от стадии деловых отношений, на которых вы находитесь:
- На этапе предварительных переговоров, когда вы еще не начали сотрудничество, лучше отказаться от сделки под любым благовидным предлогом. Что-то смущает? Человек общается с вами не так, как вы привыкли? Обесценивает? Слишком продавливает по цене? Ищите другой заказ на бирже!
- Если вы начали работать, но поняли, что с клиентом вам трудно, можно обсудить условия досрочного разрыва отношений по вашей инициативе. Обычно в таких ситуациях исполнитель возвращает предоплату (частично или полностью, в зависимости от ситуации), заказчик ищет другого фрилансера. Попытка оставить себе предоплату в директивном порядке обернется большим конфликтом. Есть фрилансеры, которые идут на это, но часто такой подход не оправдан. Если люди не подошли друг другу, то лучше расстаться друзьями и договориться об условиях разрыва, которые устроят обе стороны.
- Если сделано больше 25% проекта, то лучше его доделывать. Выход исполнителя на данном этапе будет выглядеть как попытка слива заказа. Терпите, почитайте статьи про психологию и работу с клиентами на сайте Kadrof.ru. Они помогут наладить общение с заказчиком, насколько это возможно.
Если вы часто сталкиваетесь с трудными клиентами, возможно, проблема находится внутри вас. Анализируйте собственное состояние. Возможно, вы находитесь в состоянии стресса или спирали негативных мыслей. Выход в этом случае – работа над собой.
Надеюсь, данная статья поможет избегать некомфортных ситуаций в работе. Не все люди подходят друг другу. Важно находить «своих» клиентов, с которыми вам будет комфортно и приятно работать долгие годы. Это реально, если правильно подойти к делу, понять себя и научиться понимать других. Удачи вам!
Рекомендуем
Я профессиональный переводчик китайского языка. Моя специализация – бизнес-переговоры в Китае. Мои заказчики – это предприниматели из России и …

В начале статьи разберем, что такое дедлайны, какими они бывают и как правильно установить сроки сдачи проекта. Затем я расскажу, как правильно …