Техническое задание на веб-сайт

Здрасти!
Решили заказать веб-сайт (он же лендинг)? Как указывает практика, это не так просто. Сотки заказчиков, увидев собственный готовый веб-сайт, обнаруживают, что он им не подступает: дизайн не тот, размещение хромает, тексты мимо, прикрутили кучу ненадобных функций.
А далее — начинаются долгие разборки с разрабами, по мере которых сроки производства, бюджет проекта и градус нервного напряжения растёт до неопределённых масштабов.
Чтоб таковых последствий избежать, Для вас нужно техническое задание на разработку веб-сайта.
чТО ЭТО И ЗАЧЕМ НУЖНО
Непринципиально, кто будет исполнителем веб-сайта — Вы сами, Ваш родственник, фрилансеры за умеренную оплату, спец компания за гигантскую сумму средств…
Техническое задание на веб-сайт обязано быть. Оно станет Вашим щитом, в этот документ Вы, в случае что, можете ткнуть пальцем нерадивому разрабу и востребовать привести Ваш веб-сайт в соответствие с ним.
Техническое задание (кратко “ТЗ”) — это документ, который очень тщательно и совершенно точно отражает требования к Вашему будущему веб-сайту.
Веб-сайт делают конкретно на базе ТЗ. Чем наиболее подробным и конкретным оно будет, тем больше Ваш новейший веб-сайт будет соответствовать Вашим ожиданиям.
ТЗ на создание веб-сайта — как закон, не обязано допускать трактовок и разночтений.
Всё, что не прописано в ТЗ разраб делает на своё усмотрение. И, как указывает практика, его усмотрение сплошь и рядом не будет совпадать с Вашим.
1. Кто пишет ТЗ
Кто должен составлять техническое задание на разработку веб-сайта? На этот вопросец есть лишь два варианта ответа: заказчик либо исполнитель.
И это разумно, не считая одной тонкости — смысл в составлении ТЗ для Вас и для разраба различный, а от этого различные подходы и требования к нему.
Ваши цели:
- Осознать, какой конкретно веб-сайт Для вас нужен;
- Зафиксировать бюджет (по другому Для вас позже выставят счёт, мать не тужи);
- Надзирать разраба (сроки, объём работ, функционал, переделки и т.д.).
Цель разраба:
- Осознать и с первой пробы удовлетворить заявленные Вами пожелания;
- Избежать бесплатных доработок и корректировок.
Таковым образом, Вы оба — и заказчик, и исполнитель веб-сайта, заинтересованы придти к наибольшему осознанию.
Потому не спешите, ведь если у Вас покажутся новейшие идеи по функционалу и дизайну, опосля подписания техзадания на разработку веб-сайта, то разраб вправе попросить за их доп плату.
2. Бриф на разработку веб-сайта
Плюс в том, что честные создатели веб-сайтов тоже не заинтересованы в возникновении разногласий с клиентом, потому, быстрее всего, сами предложат Для вас утвердить и подписать техническое задание для веб-сайта.
И даже сами его составят. В этом нет ничего отвратительного. Но не торопитесь подмахнуть, не читая, по другому техническое задание растеряет всякий смысл, и Вы закажете кота в мешке.
ТЗ на разработку веб-сайта можно составить лишь на базе Ваших пожеланий и никак по другому.
Самый обычной и действенный метод узнать эти пожелания, к которому почаще всего и прибегают, — предложить Для вас заполнить бриф на разработку веб-сайта, который в предстоящем преобразуется в техническое задание.
Бриф — это анкета с вопросцами о содержании, дизайне, технических способностях Вашего грядущего веб-сайта.
Конечно, тщательно заполненный бриф, подписанный 2-мя сторонами, может поменять техническое задание.
Ведь это фактически то же самое, разница только в том, что бриф это Ваше видение, а техническое задание это финишный документ на базе Вашего брифа и самих объяснений разраба.
Если отдельные пункты вызывают затруднения, то не стесняйтесь задавать разрабу вопросцы по типу “Что это означает?”, “Как это воздействует на работу моего веб-сайта?”, потому что не все создатели под одним соображают то же самое, что и Вы.
Или в графе “Доборная информация” непременно укажите все Ваши пожелания, не вошедшие в ответы на вопросцы. Если эта графа отсутствует, просто допишите их в конце брифа. Основное не оставлять недосказанности.
База технического задания
Ещё не обусловились, кому доверить создание Вашего веб-сайта? Можно написать техническое задание самому, разослать его нескольким возможным исполнителям и сопоставить их ценовые предложения.
Имейте ввиду, что у Вас получится лишь база, рисунок технического задания.
Оно непременно обязано вызвать у потенциального разраба массу вопросцев, отвечая на которые, Вы будете заносить в ТЗ подробности и аспекты.
В последствии техническое задание будет не один раз редактироваться обеими сторонами. Это обычный рабочий процесс.
И чтоб Вы не разламывали голову и не делали самолёт поновой, ниже мы покажем Для вас пример технического задания, уже заполненного.
Предпроектное проектирование
Этот пункт является неотъемлемой частью технического задания на создание веб-сайта, хотя практически он к нему не относится.
Дело в том, что опосля того как Вы заполнили бриф, подписали техническое задание и разраб исследовал всё это (включая рынок и соперников), то он делает предпроектное проектирование.
Предпроектное проектирование — это создание макета Вашего веб-сайта, его скелета, который позже будет зарастать дизайном, контентом и функционалом с фишечками.
Происходит это опосля контракта, поэтому что сделать неплохой макет, не исследовав всё о компании, рынке и конкуренции нереально.
А потому что этот процесс занимает не один денек, то разумно, что компании, которые делают проектирование до контракта, просто демонстрируют Для вас шаблон в формате “как у всех”.
И да, сам макет можно создать при помощи обыденных листов бумаги и цветных фломастеров.
Любой лист — отдельная страничка веб-сайта (либо экран одностраничника). Или можно пользоваться ординарными офисными приложениями вроде Microsoft World либо Microsoft Excel.
Предпроектным проектированием можно заняться вместе с разрабом либо стопроцентно переложить это на его плечи. Основное, не забудьте, позже его согласовать и подписать 2-мя сторонами.
ЛАЙФХАКИ ПО (то есть программное обеспечение — комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) СОСТАВЛЕНИЮ ТЗ
Эти пункты в одинаковой мере относятся как к наполнению брифа, так и к составлению технического задания. И в их мы откроем Для вас маленькие хитрости, как составить тз для веб-сайта и облегчить, и без того сложную жизнь бизнесмена:
1. Где взять сайты-образцы
Неплохим ассистентом могут стать обширно выставленные в сети рейтинги и ТОПы Веб-интернет-ресурсов.
К примеру, ресурс allawards.ru подойдёт для этих целей. Тут собирают наилучшие, исходя из убеждений юзабилити, дизайна, креатива и эффективности веб-сайты.
Не считая того, можно создавать собственные выборки и коллекции из понравившихся веб-сайтов, что весьма комфортно в нашем случае.
allawards.ru
Отменная практика — поглядеть зарубежные веб-сайты по Вашему направлению, поэтому что технологии интернет-маркетинга за рубежом слегка опережают в развитии наши, и там можно будет отыскать достойные внимания фишки.
Но слепо не копируйте, наш русский склад ума всё-таки различается и это не попросту слова.
2. Как найти цветовую палитру
Задачка облегчается, если у Вас есть готовый бренд-бук либо чёткий фирменный стиль.
В оборотном случае не стоит управляться только своими эстетическими предпочтениями, по другому Вы рискуете стать его единственным юзером.
Не лишним будет незначительно изучить вопросец восприятия цвета в рекламе. Либо обратиться в Гугл за помощью.
Для этого открывайте кртинки по запросу “цветовые выборки” либо вводите заглавие цвета, который желаете взять за базу, а дальше выбирайте понравившиеся и прикрепляйте к Вашему тз для дизайнера.
Цветовые выборки
3. Как подобрать шрифты для веб-сайта
Не следует забывать, что шрифт играет не последнюю роль в восприятии текста. Пишите определенные наименования желательных шрифтов.
Лишь не смотрите коллекцию шрифт Microsoft World, их уже на 100 рядов все употребляют. Лучше воспользуйтесь библиотеками шрифтов в вебе, к примеру, allfont.ru.
allfont.ru
ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ТЗ
Мы с Вами уже разобрались как верно составить тз для разработки веб-сайта, но даже смотря на успешный пример можно совершить много ошибок.
Потому выделяю самые главные из перечня, те, что у Вас с вероятностью в 80% будут, если это Ваша 1-ая разработка тз.
1. Нет ограничений во времени
Весьма нередко в техническое задание включают самые подробные описания грядущего интернет веб-сайта, но при всем этом запамятывают указать сроки разработки.
Это чревато тем, что в итоге они могут затягиваться до бесконечности. Дедлайн проекта можно включить в техническое задание отдельным пт либо включить прямо в шапку бланка.
Особо педантичные заказчики выставляют сроки разработки по любому разделу веб-сайта.
2. Утрата данных доступа
Обычно, на разраба прицепом ложится регистрация доменного имени и хостинга для веб-сайта.
А далее в 9 из 10 случаев эти данные просто теряются: разрабу они больше не необходимы, а заказчик про их благополучно запамятывает.
И в один красивый денек веб-сайт просто перестаёт работать, поэтому что впору не продлили хостинг либо доменное имя. Адреса веб-сайта так и совсем можно лишиться.
Потому запомните, что данные доступа к хостингу и доменному имени — это Ваши личные данные.
Распечатайте их и заботливо храните совместно с необходимыми документами. А лучше опосля разработки поменяйте все доступы, ведь всякое бывает, в той компании тоже существует человечий фактор.
3. Отсутствие наглядности
Принцип “лучше 1 раз узреть, чем 100 раз услышать” работает тут на полную. В одни и те же слова заказчик и исполнитель могут вкладывать различный смысл.
И наверное эта ошибка совершенно обязана стоять на первом месте нашего хит-парада, потому что таковая картина происходит повсевременно: “Желаю абстракцию”, — пишет заказчик, подразумевая нечто схожее (пример на картинке ниже)
Абстракция — вид заказчика
“Ок, держите”, — гласит разраб. И дает заказчику абстракцию последующего вида.
Абстракция — представление исполнителя
И попробуй позже обоснуй, что Ваша абстракция абстрактнее его. Любой прав, никто не повинет.
За чей счёт переделывать — неясно. А приложи заказчик к техническому заданию картину с прототипом, ничего такового бы не случилось.
4. Высококачественные прилагательные
Вспоминаем разряды прилагательных из школьной программки… Шучу 🙂 Если слово обозначает свойство, которое может проявляться посильнее либо слабее, то оно смертельно небезопасно для технического задания.
К примеру, прекрасный (кто-то быть может ещё привлекательнее либо страшнее), умный, современный и т.п. Это слова-табу. Их недозволено совершенно точно осознать. У всякого личное представление о красе и современности.
Лишь конкретика. К примеру, “На два тона светлее”, “Смещаем на 5 см” либо “Острые углы у клавиши”.
5. “На усмотрение разраба”
О этот опасный пункт спотыкаются почти все. Заполняя бриф либо составляя тз на дизайн веб-сайта, не оставляйте в нём пробелов.
Вы должны осознавать, что “На усмотрение разраба” значит “что желаю, то и ворочу” либо же “Всё, что не обсуждено, производится на усмотрение исполнителя”. И поверьте, это не попросту лазейка, а целое окно в Европу для разраба.
И естественно, так происходит не постоянно. Если Для вас попался грамотный спец, то можно не беспокоиться за итог.
Но здесь возникает иная неувязка, он в состоянии сделать реально как следует, а Для вас не понравится чисто лично. И всё будет как в известном для почти всех разрабов анекдоте:
Шуточка
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Вы буквально не пожалеете о времени, потраченном на составление и согласование технического задания для сотворения веб-сайта либо лендинга.
Ведь это Ваш наилучший инструмент контроля и решения разногласий, которые появляются в процессе. И как досадно бы это не звучало, это нормально, ведь это Для вас не кораблик из папье-маше создать.
Но при всем этом, даже составив и утвердив очень подробное техническое задание, Вы не стопроцентно застрахованы от различия меж ожиданием и приобретенным результатом.
Потому не запамятовывайте о промежном контроле. Не стесняйтесь по ходу работы излишний раз попросить выслать Для вас на согласование готовые элементы, чтоб убедиться, что всё производится в согласовании с ТЗ.