В поисках работы? Обучение на дому, свободный график. Хватит работать на дядю, РАБОТАЙТЕ НА СЕБЯ!      Узнать подробности
Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт





Home » Бизнес в Интернете Онлайн » Перспективы рынка космического туризма

Перспективы рынка космического туризма


Logo


Здравствуйте!

Частная российская космическая компания «КосмоКурс», которая собиралась к 2025 году построить свой космодром и отправлять оттуда туристов, объявила о ликвидации «в связи с непреодолимыми бюрократическими преградами». А что вообще происходит в мире с космическим туризмом через 60 лет после первого полета человека в космос?

Восемь туристических полетов за восемь лет

В апреле 1961 года казалось, что стоит только захотеть — и на Марсе будут яблони цвести, а за билетами на лунные моря будет стоять очередь из отдыхающих. Но уже 2021-й, а массовой отправки туристов в космос до сих пор не случилось. Полеты по-прежнему носят разовый характер и стоят космических денег.

Первым в мире человеком, накопившим на собственный частный полет в космос, стал американский предприниматель итальянского происхождения Деннис Тито, которому на момент старта исполнилось 60 лет. В 2001 году он отправился на Международную космическую станцию с космодрома Байконур. Заплатив за возможность посмотреть на Землю в иллюминаторе 20 млн долларов. За эти деньги, благодаря восьми месяцам предстартовой подготовки, Деннис Тито провел около шести суток на МКС и успел 128 раз обогнуть планету.

Организатором была американская компания Space Adventures, которая начинала с полетов желающих на российских истребителях и специальном самолете Ил-76К. Это тренажер для космонавтов, на борту которого можно почувствовать невесомость, почти как в космосе, за счет специальной траектории и резкого снижения.

С 2001 по 2009 год в сотрудничестве с Роскосмосом Space Adventures стала монополистом в сфере космического туризма. 

За это время монополист отправил на орбиту семь человек. Один из них — Чарльз Симони — слетал дважды, в 2007 и 2009 годах. Продолжение планируется в ближайшем будущем: в 2019 году Роскосмос подписал с компанией контракт на доставку на МКС еще двух космических туристов. А в 2020 году стало известно, что Space Adventures и российская корпорация «Энергия» собираются к 2023 году впервые в истории вывести космического туриста в открытый космос

Татьяна Крейденко, доцент экономического факультета РУДН:

— Возможность выхода в космос оценивается еще в плюс 15 млн долларов. К 2030 году годовой объем рынка космического туризма может достигнуть 3 млрд долларов. Отчет инвестиционного банка UBS 2019 года показывает, что общий объем экономической деятельности, связанной с космосом, вырастет к 2030 году до 805 млрд долларов. Для сравнения, в 2010 году он был равен 244 млрд долларов.


Где «КосмоКурс» сбился с курса

Впрочем, у всех прошлых полетов есть огромный недостаток. И заключается он в том, что космические туристы путешествуют, используя технику и технологии, изначально вообще не рассчитанные на любителей. И космический корабль «Союз», и Международная космическая станция проектировались для использования профессионалами. С соответствующим уровнем комфорта (то есть без него), а главное — довольно высокой «точкой входа».

Перспективы рынка космического туризмаПри существующих технологиях отправка космических туристов — это всегда компромисс между развлечениями и полезной нагрузкой. Еще во время полета Денниса Тито на Роскосмос сыпались многочисленные упреки из-за использования в коммерческих целях оборудования, предназначенного для исследований. 

«Здесь мог быть ученый, а этот только место занимает», — примерно такие по смыслу фразы раздавались со стороны участников американской космической программы.

Конечно, с такими вводными космический туризм массовым стать не мог по определению. Чтобы переломить ситуацию, в 2014 году в рамках фонда «Сколково» была создана компания «КосмоКурс», которая планировала преодолеть описанный выше недостаток. Для снижения затрат она собиралась использовать сверхлегкую ракету-носитель и собственный космодром, а туристов отправлять не на научную космическую станцию, а в суборбитальный полет (на высоте 200 км со скоростью, недостаточной, чтобы унестись в открытый космос).

То есть, в отличие от семи уже слетавших в космос туристов, которые на орбите жили некоторое время, клиенты «КосмоКурса» должны были буквально на пятнадцать минут заглянуть в космическое пространство — и тут же обратно. Естественно, стоить это все должно было в разы дешевле (200 000-250 000 долларов за полет), а окупать затраты бизнесмены собирались за счет массовости (до 120 пусков в год!).

Перспективы рынка космического туризмаНо, к сожалению, говорить об этой российской компании приходится в прошедшем времени. Хотя буквально в феврале этого года руководитель «КосмоКурса» Павел Пушкин рассказывал о планах по строительству собственной ракеты, уже в начале апреля предприниматель объявил о закрытии проекта. Основными причинами Павел Пушкин назвал бюрократические преграды, охарактеризовав российское законодательство в сфере частных космических компаний как «голое поле».

«В России амбициозные космические проекты могут, конечно, быть реализованы исключительно под крылом государства, если карт-бланш организаторам орбитального туризма предоставят на уровне президента или главы правительства. Очевидно, в случае с «КосмоКурсом» этого не произошло», — считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.

Возможно, причина еще и в том, что первичные затраты капиталовложений ожидались большие, а сроки окупаемости — неочевидными, полагает эксперт.

Планы Virgin Galactic и SpaceX

За рубежом, однако, с суборбитальными полетами пока тоже дела идут неторопливо. Яркий пример — Virgin Galactic (SPCE на бирже). По задумке, полет клиента этой компании должен выглядеть следующим образом. 
Космический корабль цепляют к мощному самолету и поднимают на большую высоту. Затем корабль отцепляется, включает собственные реактивные двигатели и добирается на околоземную орбиту. Несколько минут невесомости, восторженные крики пассажиров — и домой возвращайтесь скорей. 

Достижение «вы были в космосе» получено.

Перспективы рынка космического туризмаСначала туристический запуск хотели показать на практике летом 2020 года. Затем перенесли тестовый полет на осень. Но и осенью Virgin в космос не полетел. Зато в январе 2021-го все-таки сообщил об успешных испытаниях самолета и назвал новую дату — 13 февраля. На этом фоне стоимость ценных бумаг компании взлетела с 23 до 59 долларов. Но за день до запуска Virgin Galactic объявила, что все снова откладывается, так как нужно еще кое-что проверить. В общем, сейчас акции можно купить уже по 26 долларов. И даже недавно озвученная новая дата пуска («где-то в мае») капитализацию компании пока не повышает. Инвесторов ждет лотерея: либо взлетит (вместе с акциями), либо не взлетит.



Авто заполняемый сайт    Авто заполняемый сайт


Top